Перейти к содержанию

Жемчужена Дрездена: Богатейшая сокровищница "Зеленые Своды"


Sandal

Рекомендуемые сообщения

  • Модераторы

Думаю, что Дрезден в первую очередь ассоциируется со знаменитой Дрезденской картинной галереей. И это понятно. Сикстинская Мадонна... Шоколадница... Шедевры, известные всем и каждому.

Но есть в Дрездене и другая жемчужина. Это музей «Зелёные своды» (нем. Grünes Gewölbe) — знаменитая коллекция драгоценностей, бывшая княжеская сокровищница Веттинов — одна из богатейших сокровищниц Европы.

1.jpg

Жемчужина Дрездена богатейшая сокровищница «Зелёные своды»,

Я очень давно мечтала попасть в этот музей. Но я даже не представляла, какое впечатление он на меня произведёт!

Каждый экспонат можно рассматривать часами. Каждый из них — чудо!

К сожалению, фотографирование в сокровищнице запрещено. Поэтому свою публикацию я сопровождаю в основном фотографиями из интернета.

Но обо всём по порядку...

Сначала немного об истории создания музея.

Имя того, кому более четырёхсот лет назад пришло в голову назвать музей таинственным Грюнес Гевельбе, сегодня достоверно неизвестно. И хоть название это происходит от цвета отделки сводов внутренних залов, получилось очень романтично, не правда ли?

Часть помещений дрезденской резиденции, где сейчас размещается сокровищница, ещё в XVI в. носили название «тайное хранение зелёных сводов» и служили в те времена исключительно целям сохранения ценных предметов (драгоценных металлов, особо ценных произведений искусства, а также важных документов, грамот и рукописей), но не обозрению публикой. Это место считалось наиболее безопасным в случае пожара.

Коллекция была основана примерно в 1560 году саксонским курфюрстом Августом.

Коллекции, включающие в себя произведения различных видов искусства, возникали во многих европейских столицах как способ демонстрации государственной мощи и богатства. Предметами собирательства становились диковины, редкие природные экземпляры, предметы искусства, науки и техники. Но то, какие произведения покупались, как они хранились и демонстрировались, зависело от вкуса и финансовых возможностей каждого правителя.

В эпоху правления Августа, страна достигла высокой степени экономического развития. А стало быть финансовые возможности для приобретения произведений искусства у Августа имелись. Он любил и умел выбирать и покупать великолепные работы художников и ювелиров. И средств он на это не жалел.

А потому коллекция росла и пополнялась регулярно, но лишь спустя полторы сотни лет в период правления другого Августа - Сильного залы, в которых хранились сокровища, стали доступны для посетителей.

Войти в сокровищницу можно через современный вестибюль — дворик с очень простой и понятной системой оплаты — билеты продаются на определённое время.

 

2.jpg
Жемчужина Дрездена богатейшая сокровищница «Зелёные своды»,

Из дворика мы проходим в гардероб музея.

3.jpg

Жемчужина Дрездена богатейшая сокровищница «Зелёные своды»,

Коллекция демонстрируется сейчас в двух постоянных экспозициях — «Исторических Зеленых Сводах» и «Новых Зеленых Сводах».
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Исторические Зелёные Своды — это настоящая сокровищница, вход в которую осуществляется через воздушный шлюз. И при себе иметь нельзя ничего-сумки, телефоны, камеры, паспорта, верхнюю одежду нужно оставить в камере хранения. Необычные ощущения:)

В исторических Зелёных сводах экспонаты разделены по материалам. Есть зал драгоценностей, зал ювелирных изделий, зал белого серебра, зал янтаря и так далее. Там собраны изделия из самых разнообразных материалов: ценных пород дерева, кокосовых орехов, страусовых яиц, стекла, перламутра и целых раковин морских моллюсков, слоновой кости, бронзы, разнообразных поделочных камней. Самый маленький экспонат -—вишневая косточка, украшенная искусной резьбой (её рассматривают через мощные линзы).

Итак,несколько фото Исторических залов Грюнес Гевельбе...
Зал белого серебра.
4.jpg

Зал позолоченного серебра.
5.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Наверное, самый масштабный экспонат сокровищницы — это Двор Великого Могола — произведение ювелирного искусства эпохи барокко.

Двор украшают 4909 алмазов,160 рубинов, 164 изумруда, 1 сапфир, 16 жемчужин и 2 камеи.
9.jpg

Не менее впечатляюще выглядит золотой кофейный сервиз.
10.jpg

В Зелёных сводах хранится невероятная коллекция ювелирных изделий с барочным жемчугом.
11.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Витрины в зале ювелирных украшений переливаются всеми цветами радуги. Я даже представить себе не могла, какими красивыми могут быть алмазы и бриллианты. Может быть, дело в их размере?
20.jpg

Совершенно невозможно передать хоть малую толику того великолепия, что скрывают в себе стены сокровищницы. Эта публикация и не имеет такой цели. Мне просто хотелось привлечь ваше внимание к этому великолепному музею.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

А теперь немного о истории создания данного музея..

 

Музей «Зелёные своды» (Grünes Gewölbe) – один из известнейших музеев не только в Германии, но и во всем мире. «Зелёные своды» входят в Государственные художественные собрания Дрездена.  

0_1b16c9_1ffdf426_XXL.jpg

О музее

 

В дрезденском музее «Зелёные своды» находится знаменитая сокровищница саксонских курфюрстов рода Веттинов (Wettiner) - одной из древнейших европейских династий (к этому роду относятся ныне правящая в Великобритании Виндзорская династия и Саксен-Кобург-Готская династия королей Бельгии).

 

0_1b16cb_81a9d807_XXL.jpg

 

Основу коллекции заложил курфюрст саксонский и польский Август Сильный (1670-1733); его страсть к коллекционированию дорогих произведений искусства передалась сыну – Августу III, в годы правления которого сокровищница пополнилась и значительно расширилась, приобретя то великолепие, которое можем увидеть сегодня и мы.">

 

0_1b1736_2fa972fe_XXL.jpg

 

Музейная коллекция сокровищницы «Зелёные своды» охватывает период от Ренессанса до классицизма.

 

Происхождение названия этого богатейшего европейского собрания драгоценностей связано с зелёными сводчатыми залами дворца-резиденции. Первоначально в этих залах располагалась Кунсткамера, основанная в 1560 году. В 1723-1729 годах, во времена правления курфюрста Саксонии и короля Польши Августа Сильного, коллекция была разделена на тематические разделы, образовав Оружейную палату и Физико-математический салон. К старому зданию дворца-резиденции, по проекту выдающегося немецкого архитектора, создателя дворца

 

Цвингер, Маттеуса Даниэля Пёппельманна, было пристроено несколько помещений. Интерьер выполнен по эскизам Раймонда Леплата. В таком виде помещения музея «Зелёные своды» сохранились до нашего времени.

 

0_1b1731_b7b82aab_orig.jpg

Из истории

 

В годы Второй Мировой войны, в ходе жесточайших, варварских бомбардировок Дрездена Королевскими военно-воздушными силами Великобритании и ВВС армии США 13-14 февраля 1945 года, город был полностью разрушен, а человеческие жертвы измерялись десятками тысяч (по официальным исследованиям немецких историков, проведенным в 2008 году, была опубликована цифра – 25 тысяч погибших мирных жителей). Точную оценку числа погибших, фактически сожженных заживо напалмом, установить очень сложно, так как к населению Дрездена, насчитывавшему в 1939 году 642 тысячи человек, в годы войны прибавилось около 200 тысяч беженцев и несколько тысяч солдат. Вопрос о том, насколько обоснованной была бомбардировка Дрездена уже практически на исходе войны, до сих пор вызывает много споров. Дрезден являлся одним из стратегически важных промышленных и транспортных центров Германии, и поэтому, по убеждениям англо-американского командования, подлежал бомбардировкам наравне с Лейпцигом и Берлином. После февральских бомбардировок, не менее жестокие бомбардировки Дрездена англо-американскими ВВС были совершены 2 марта и 17 апреля…

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

В 2006 году российским кинорежиссером Алексеем Денисовым был создан документальный фильм «Дрезден. Хроника трагедии», повествующий о событиях 13-14 февраля 1945 года в Дрездене.

 

0_1b1735_615bd37e_orig.jpg


К счастью, экспонаты музейной коллекции в начале войны были перевезены в крепость Кёнигштайн. По окончании Второй Мировой войны сокровища саксонских курфюрстов были вывезены в СССР; в 1958 году, по решению советского правительства – возвращены в Германскую Демократическую Республику.

 

0_1b1732_1ca2dcdd_orig.jpg

 

В 1959-2004 годах музей «Зелёные своды» располагался в Альбертинуме, а 7 сентября 2004 года, на втором этаже западного крыла королевского дворца-резиденции было открыто 10 выставочных залов экспозиции «Новые зелёные своды». 1 сентября 2006 года, после проведенной реконструкции, на первом этаже дворца состоялось открытие «Исторических Зелёных сводов». Роскошный интерьер, восстановленный по сохранившимся эскизам, максимально точно воспроизводит облик дворца времён Августа Сильного. На реставрацию и придание исторического облика королевской сокровищнице, из бюджета земли Саксония было потрачено 13 миллионов евро. Общие затраты на восстановление «Зелёных сводов» составили 45 миллионов евро.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Экспозиция музея

Музейную коллекцию драгоценностей представляют две постоянные экспозиции – «Исторические Зелёные своды» и «Новые Зелёные своды».

0_1b172d_7313c517_XXL.jpg

В настоящее время коллекцию музея составляют более 4 тысяч экспонатов. В «Новых Зелёных сводах» представлено около 1100 уникальных предметов ювелирного искусства, в «Исторических Зелёных сводах» - около 3 000. Многие произведения искусства, входящие в коллекцию курфюрстов – работа придворного ювелира Иоганна Мельхиора Динглингера и его сыновей.

0_1b1725_b5369c28_XXL.jpg

Одним из самых известных произведений ювелирного искусства, составляющих бесценную коллекцию «Зелёных сводов», является композиция «Двор великого могола в Дели», состоящая из 137 золотых, раскрашенных эмалью фигур и украшенная более чем пятью тысячами драгоценных камней: бриллиантами, изумрудами, рубинами и жемчугом. Это произведение искусства обошлось Августу Сильному в 60 тысяч талеров, что намного превысило затраты на строительство его дорогостоящего охотничьего замка Морицбург. 

0_1b1729_cb1c84dd_XXL.jpg

0_1b1726_a1ffd509_XXL.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Эта композиция изображает двор Великого индийского Могола Аурангзеба в Дели в день его рождения. Динглингер с двумя братьями и четырнадцатью помощниками работали над ней с 1701 по 1709 год. Ее высота больше полуметра, длина – почти полтора, а в ширину она больше метра. «Двор Великого могола» действительно уникальное произведение и по художественному значению, и само по себе: вероятно, только один Динглингер мог создать подобное в то время. На золоченом серебряном основании, изображающем дворец со всем его убранством, расположено множество фигур: сановников, гостей, слуг, военных, животных, реальных и мифических, и самого Аурангзеба на троне-возвышении. Поразительно, как мастер подбирает материалы, например, разводы на срезе халцедона за спиной Могола напоминают рисунком персидский ковер. Вообще, в этой композиции использованы все возможные ювелирные техники, особенно же мастерство ювелира проявляется в фигурках.


0_1b1703_496c5fc1_XXL.jpg


Каждая фигурка – имеет свое лицо, свою позу и свой оригинальный рисунок на халате (даже если это группа в одинаковых халатах). Над этим дворцом работала целая ювелирная мастерская – в течение 7 лет без перерыва.


Размер этих товарищей – с детский палец. Вообще все фигурки – такого размера.


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

0_1b1716_3d3d981d_XXL.jpg


Ещё большей художественной ценностью обладает любимое произведение Иоганна Динглингера – «Купание Дианы».


Ваза эта – просто невероятное произведение ювелирного искусства. Мельчайшие детальки сделаны просто с математической точностью, все волоски, перышки, шерстинки и чешуйки прорезаны так, будто ювелиры не резали по камню, а рисовали их. Зачем телевизор, если можно часами любоваться этой чашей? Я просто не могу понять, КАК в начале 18 века все это можно было сделать…  


0_1b179e_d9ecbf8b_orig.jpg


0_1b17a1_d2b34e96_orig.jpg


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Среди шедевров саксонских ювелиров – роскошный золотой кофейный сервиз стоимостью 50 тысяч талеров, изготовленный в 1697-1701 г.г.; для его создания использовались золото, серебро, эмаль, слоновая кость, а также 5600 бриллиантов.


0_1b16eb_472a7a82_XXL.jpg


Это каменный столик, на котором стоит четырехярусная пирамида, где продумано все – от золотых блюдец с золотыми же ложечками с резными ручками и до самой верхней фигурки, выполненной с невероятным мастерством. Кофейные чашки то ли вырезаны из какого-то камня с рисунками, похожими на яшмовые, то ли сделаны из фарфора, и раскрашенного под этот самый яшмовый рисунок.


0_1b175e_ea442846_XXL.jpg


Рядом с каждой чашечкой сидит греческий бог или богиня – но если бы вы знали, КАК они сделаны! У богинь (Афины и Дианы) из слоновой кости, с любовно вырезанными волосами, лицами и рельефами тела, платья украшены золотыми звездочками каждая размером с просяное зернышко. У бога Посейдона есть конь, вместо копыт у него – ласты. Так вот, у каждой ласты – прорезаны бороздки, как у настоящих рыб, правда, конь размером меньше мыши. У совы Афины – вырезано каждое перышко, а у Дианы – каждый колосок в снопе, который она держит.  


0_1b175d_81c379da_XXL.jpg


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Между фигурками, если приглядеться, можно увидеть колечки, в которых сидят попугаи размером с колибри – но у каждого можно рассмотреть перья и глаза. Каждый чайничек, каждая тарелочка – украшены растительными и животными орнаментами, и даже если это маленькая рыбка или листочек – будьте уверены, у них заботливо вырезано каждое перышко и каждая чешуинка. Верхний чайник – это шедевр, потому что мало того, что он очень сложен по конструкции, он еще совершенно сумасшедшим образом украшен орнаментом, маленькими скульптурками, драгоценными камнями.

0_1b175f_759e7ce0_XXL.jpg

 

Знаменитый дрезденский эгрет с зеленым бриллиантом, 41 карат  

0_1b17a4_2518222f_orig.jpg

Поверьте – смотрящий на этот аграф получает легкий ожог роговицы глаз – настолько сверкают бриллианты. Это непередаваемое чудо игры граней – смотреть на него можно очень долго. Бриллиант выставлен в черной комнате и на него направлены лучи нескольких ламп – входящий оказывается в темном пространстве, где играют бесчисленные солнечные зайчики – и смотрит на бриллиант, периодически жмурясь от нестерпимых радужных искр, брызгающих при малейшем повороте глаз прямо в мозг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Эх, умели люди создавать красоту… И умели обращаться с этой красотой… А мы… мы живем в ущербное время, да и сами стали ущербными – нет у нас времени остановиться и просто насладиться тонкостью работы человеческих рук… У нас нет времени уделить внимание деталям – оттого все у нас крупное и простое… Чтоб успеть сверкнуть и бежать дальше за новыми впечатлениями… но разве от этого мы становимся довольны?  


0_1b16e4_8c282046_orig.jpg


Медея - сардоникс, бриллианты, эмаль, золото  


0_1b16e2_9776d7ac_orig.jpg


Морской конь.


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

0_1b16e3_acbf201c_orig.jpg


Морская сценка.  


0_1b1701_acec0c28_orig.jpg


Вот аграф на шляпу из розовых бриллиантов Августа Сильного. Фотография практически не передает сияние камней и изящную ажурность этого украшения. Оно действительно напоминает перо – но перо сияющее, переливающееся всеми цветами радуги, поражающее гибкостью и легкостью золотых конструкций.  


0_1b1709_a7ac201e_orig.jpg


Меч из того же набора  


0_1b1702_7b7f4f8e_orig.jpg


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

0_1b1702_7b7f4f8e_orig.jpg


Это части сапфирового гарнитура, состоящего из пряжек, аграфа, набалдашника на трость, шпаги, пуговиц и броши. Носил эту красоту тоже король Август. Сочетание сапфиров и бриллиантов настолько легкое, но в то же время не напыщенное, не слепящее… Блеск камней не заслоняет тонкости исполнения.  


0_1b1704_782b0c3b_orig.jpg


0_1b170a_35887319_orig.jpg


0_1b16fd_f2bf0c75_orig.jpg


0_1b16dd_d6e731e7_XXL.jpg


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Ордена сапфирового гарнитура  


0_1b16cd_c8ff96a1_orig.jpg


Шпага сапфирового гарнитура  


Все это украшения начала 18 века, когда весь труд был ручным.  


0_1b16e9_aacc59e_orig.jpg


Это еще один карнеоловый аграф, и снова он похож на легкое перо, хоть и сделан из металла и камней. Ювелиры уникально соединили матовость карнеола и блеск бриллиантов.  


0_1b16ce_8387a7b2_orig.jpg


Шпага из карнеолового гарнитура  


0_1b16fe_8bf673f1_orig.jpg


Аграф из рубинового гарнитура


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

0_1b1706_ad547792_orig.jpg


0_1b16e0_5be53b_orig.jpg


Обелиск Августа  


0_1b16f8_991907a2_XXL.jpg


Бокал с мавританкой. Статуэтка выполнена из рога носорога.


0_1b16de_2032871f_orig.jpg


Опаловый аграф  


0_1b16df_34ce2afc_orig.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Ониксовый аграф  


Отдельно я хочу написать об этих часах. Такого мы еще не видели. И дело не в том, что они золотые и украшены драгоценными камнями. Дело в том, что из камней сделано все: елочки с иголочками, крошечные грибы и цветочки, фрукты и шишечки, детальки одежды и шерсть собак. Мы всем семейством проторчали у этих часов добрых четверть часа, пока не навосхищались всеми этими детальками размером с гречишное зернышко или горошину. Да мы научились расщеплять атом и создавать сверхзвуковые самолеты. Но мы совершенно разучились создавать и ценить красоту.  


0_1b16d5_9b3a33f1_XXL.jpg


Часы со святым Губертом. И. X. Кёлер, И. Г. Граупнера, Дрезден, после 1720 г. Золото, золоченое серебро, драгоценные камни, эмаль.


0_1b16e7_f5fe830d_XXL.jpg


Коллекция золотых часов курфюрстов  


0_1b170c_68e8ea98_XXL.jpg


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Золотые часы  


0_1b1707_77f4b63e_XXL.jpg


0_1b1708_ccb99ffa_XXL.jpg


А вот отдельная новость: выставлены “игры в ассоциации” от дрезденских ювелиров. Что делают с жемчужинами неправильной формы (буде таковые находятся) в наше время? Обточить до идеального шара и всех делов. А в 18 веке с ними играли в ассоциации. Продолжали картинку, так сказать. Судите сами, как получалось.  


0_1b16f2_d0a89858_orig.jpg


Всадник на лошади 


0_1b173c_6c4a0701_XXL.jpg


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Спящая скотинка  


0_1b16fc_c97b8568_orig.jpg


Арлекин  


Фигурки – особая, любимая тема мастеров-ювелиров Германии. В «Зеленых сводах» собрана целая коллекция гротескных фигурок, безумно популярных среди высшего общества. Август Сильный был страстным их коллекционером. Изюминка фигурок в том, что вся их задумка строится на правильной форме той или иной барочной жемчужины. Например, в фигурке веселого винодела ноги и правая рука – жемчужины неправильной формы, остальное – серебро, золото, цветная эмаль и драгоценные камни. Виноград в руке винодела – как настоящий, а пуговицы на одежде – из бриллиантов. Это были просто милые и забавные безделушки, странный вид ювелирной пластики, и, тем не менее, они привлекали симпатии всех, кто их видел.


0_1b16cc_f2a0eb90_orig.jpg


Шут  


0_1b16fb_be128b8b_orig.jpg


Бедуин на верблюде  


0_1b170d_7fbf360d_orig.jpg


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

0_1b170e_fdb0b455_orig.jpg


Шут  


Удивительной красоты шкатулки  


0_1b1715_2248eaba_XXL.jpg


0_1b1720_3cdc7f5_XXL.jpg


0_1b16d3_28f096ed_XXL.jpg


Шкатулка с чернильным прибором. Аллегория философии. В. Ямницер, Нюрнберг, 1562 г. Серебро, частично золоченое, эмаль, горный хрусталь и эбеновое дерево  


0_1b16f0_56c83250_orig.jpg


Диана и кентавр - серебро, золото, драгоценные камни  


0_1b16fa_110cd590_orig.jpg


Библейская сценка  


0_1b16e1_a69735c2_XXL.jpg


Нагрудное украшение, золото, серебро, 611 бриллиантов


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Бантик этот чрезвычайно поразил мистера Адамса. Он вообще-то большой, почти 23 см длиной и сверкает совершенно нестерпимо. Брошь эта была подарена королем Августом Третьим своей высокородной супруге Амалии за рождение наследника. Хорошие подарки получали высокородные супруги за наследников, ничего не скажешь.  

0_1b16f9_a1724b72_orig.jpg

Бокал - серебро  

0_1b16e8_64995b62_XXL.jpg

Картина, выложенная из полудрагоценных камней  

***

Вы когда-нибудь видели тряпки нищего из черного дерева?  

0_1b1711_7c985923_orig.jpg

Один из уникальных экспонатов – вишнёвая косточка, на которой в 1589 году с помощью лупы было вырезано 185 портретов. В коллекции драгоценностей – великолепные украшения XVI-XVII веков, а также восемь полных комплектов ювелирных украшений, считающихся наиболее ценными среди ювелирных украшений Европы.
Кроме изделий, созданных придворными ювелирами, в музее «Зелёные своды» представлены и другие произведения искусства, часть которых была подарена курфюрсту Саксонии другими европейскими монархами. В коллекции музея – белый саксонский бриллиант в 48 карат и сапфир в 648 карат, подаренные русским царем Петром I;янтарный кабинет, изготовленный в 1742 году в Кёнигсберге и подаренный прусским королем Фридрихом Вильгельмом.
Помимо ювелирных украшений, в коллекции музея представлено множество различных сосудов для питья, изготовленных из золота и серебра и украшенных драгоценными камнями. Среди экспонатов – бокал Мартина Лютера и чаша Ивана Грозного.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
×
×
  • Создать...